На примере событий в Дагестане мы видим, что советский интернационализм, который многие считали красивым лозунгом, действительно работал. Каким же образом люди разных национальностей, культур и даже разного технологического уклада уживались на большой территории 70 лет, а когда Советский Союз распался, вспыхнули многие межнациональные конфликты, которые продолжаются до сих пор?
Как пояснил в эфире ИА «АВРОРА» российский историк Герман Артамонов, Россия на всём протяжении своей истории была полиэтничной, и в нашей цивилизации накоплен эффективный опыт снятия межэтнических и межконфессиональных противоречий. В ином случае наша страна просто бы не сохранилась.
Главная задача, по словам Артамонова — определить, какие исторические механизмы по-настоящему работали и какие из них были использованы в советский период:
«Для преодоления местечкового национализма был очень важен переход к территориальным формам социальной организации, который, в первую очередь, наблюдался у титульной нации — восточных славян, включая русских, украинцев и белорусов. Принципиальный момент — территориальная община создавала механизмы для запуска процессов ассимиляции. При этом различные этнические группы и народы включались на равных. И ведущая советская идея пролетарского интернационализма основывалась на принципиальном равенстве людей и народов. Надо отдать должное и советской системе воспитания и образования, которая находилась под жёстким государственным контролем»
Кроме того, как отметил Герман Артамонов, в решении этнических вопросов помогло создание нового типа исторической общности под названием советский народ:
«В реальности шёл процесс строительства этого нового типа исторической общности, и то, что все мы были советские люди, позволяло уйти от разделения по национальным квартирам. Если бы Союз сохранился, то ещё одно-два поколения, и это бы утвердилось. С другой стороны, та лёгкость, с которой эти этнические конфликты начали вспыхивать, указывает на то, что проблема окончательно решена не была»