Каким образом ХАМАС смог нанести внезапный масштабный удар по гражданским и военным объектам Израиля 7 октября? Как удалось застать врасплох самое милитаризованное государство в мире? Действительно ли Моссад ничего не знал о готовящейся операции? Ответы на эти вопросы в эфире Информационного агентства АВРОРА постарался дать российский военный эксперт, доктор военных наук Константин Сивков
По его словам, движение ХАМАС во время атаки 7 октября продемонстрировало несвойственную подобным военизированным группам слаженность и согласованность при проведении операции против самой мощной армии в регионе:
«Самое милитаризованное государство в мире, самая мощная армия Ближнего Востока потерпела оперативное поражение от иррегулярных формирований. Такой ситуации в истории я не знаю. Все варианты, связанные с подобными вещами в Ливии или Сирии в рамках так называемой арабской весны, были обусловлены тем, что на стороне восставших выступала часть армии. Здесь же действуют иррегулярные формирования. Чем характерны их действия сейчас? В первую очередь, невиданной ранее для иррегулярных формирований и нечасто встречающейся даже в регулярных армиях согласованностью проведения операции. Там всё было согласовало по минутам с чётко выверенной последовательностью действий, с тщательной оценкой последствий каждого действия»
Константин Сивков подчеркнул, что в составе ХАМАС нет специалистов, способных к такому уровню военного планирования и подготовки личного состава, так как иррегулярные формирования характерны тем, что создаются на какой-либо идейной, а не практической основе. Это люди, по большей части, не склонные к жёсткой системе управления, и формирования, не имеющие чёткой структуры и способности действовать по жёсткому плану с чётким следованием поминутному графику выполнения поставленных задач.
Сивков сделал вывод, что операция готовилась как минимум два-три года с привлечением высококвалифицированных кадров, обладающих необходимым уровнем оперативной подготовки:
«Тут чётко просматривается уровень квалификации людей, которые были способны спланировать такие блистательные с военной, а не с политической точки зрения, операции, как «Буря в пустыне», «Несгибаемая свобода» и прочие. Чувствуется рука Соединённых Штатов Америки. Конечно, речь идёт не о Пентагоне. Но это могли быть люди, которые имеют богатый боевой опыт, находятся в запасе, вероятно, получают большие деньги и работают на какую-то частную военную кампанию»
Такая степень подготовки операции, по мнению Константина Сивкова, не оставляет сомнений в том, что и Моссад, и другие разведки Израиля были осведомлены о готовящейся атаке. Кроме того, как отметил военный эксперт, безумная жестокость, проявленная бойцами ХАМАС по отношению к мирным гражданам, работает против самого движения, так как играет на руку тем, кто был заинтересован в начале полномасштабных боевых действий в секторе Газа со стороны Израиля:
«На лицо все признаки того, что это целевым образом подготовленная провокация, сделанная руками определённых сил в руководстве ХАМАСа при поддержке, как минимум путём неучастия, ведущих спецслужб Запада и самого Израиля, которая направлена на создание инцидента, оправдывающего уничтожение проблемы Палестины вооружённым путём раз и навсегда. Это, если хотите, 11 сентября 2001 года, в исполнении Израиля»