25 октября в Москве открылась II международная научно-практическая конференция «Цифровые международные отношения 2023». Одним из главных вопросов цифровизации, в том числе, и в рамках международных отношений является внедрение цифровой валюты
Такие разговоры идут, в частности, на площадке БРИКС, где неоднократно заявлялось о необходимости расчёта между странами в их собственной цифровой валюте. Однако на сегодняшний день только Китай из всех стран-участниц БРИКС ввёл в обращение цифровой юань.
В эфире ИА «АВРОРА» профессор МГУ, доктор экономических наук Елена Ведута назвала главные причины пробуксовки этого процесса в России:
«Что такое цифровой рубль? Если вы будете обращаться с этим вопрос к Центральному банку, то чётких определений ЦБ не даст. Есть такое понятие — криптовалюта. Она основана на технологии «блокчейн». Эта технология не позволяет воровать. Если ты кому-то отправил деньги, ты не сможешь как-то это переиграть, так как блокчейн позволяет чётко отслеживать кому и от кого пришли деньги. Как вы думаете, кто боится цифровых рублей, которые являются криптовалютой и базируются на блокчейне? Прежде всего, те, кто получает государственные заказы. Потому что цифровые деньги позволяют чётко проследить целевое назначение того, что ты получил под выполнение госзаказа. Никакого частного присвоения и игры с этими деньгами. Вот у нас и нет до сих пор никаких цифровых рублей. Китай уже перешёл. Швейцария практически перешла. Штаты на подходе. А мы вообще двигаемся в этом направлении?»
Елена Ведута уточнила, что для реализации этой технологии нужна собственная платформа, основанная на аппаратной и программной базе, разработанной внутри страны. Только так, по мнению экономиста, можно обеспечить безопасность системы от проникновения или влияния извне:
«Китай создаёт цифровые деньги на своей платформе. Швейцария тоже. А почему Центральный банк не делает на нашей платформе цифровые рубли? Мы можем подойти к такой ситуации, когда нас по привычке опять подключат к американской платформе»